Универсальная

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа  с.Нижняя  Чернавка Вольского района Саратовской области"

 

11 класс -

 

Вариант 1

Часть 1

Ответами к заданиям 1—24 является слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1—3..

(1) Какие только теперь не делают велосипеды: есть велосипеды, легко помещающиеся в багажник автомобиля, есть складные, которые за считанные секунды разбираются на две половинки и с такой же быстротой собираются вновь. (2) Есть велосипеды грузовые, с прицепной коляской, на них перевозят грузы до нескольких десятков килограммов. (3) Есть ... трёхколёсные велосипеды для взрослых, которые созданы специально для пожилых людей.

1.         В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1)                  Складной велосипед можно разобрать на две половинки, а затем вновь собрать.

2)                  Имеются велосипеды для перевозки грузов.

3)                  В наши дни изготавливают самые разнообразные велосипеды.

4)                  Для пожилых людей, чтобы им было удобно передвигаться, придумали трёхколёсные велосипеды.

5)                  Велосипеды бывают самые разнообразные: складные, грузовые, трёхколёсные велосипеды, созданные специально для пожилых людей.

 

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

уже

неужели

также

однако

конечно

 

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СОБРАТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СОБРАТЬ, сов.

1)                  Сосредоточить, соединить в одном месте, созвав или заставив прибыть куда-н. Сосредоточить всех участников демонстрации.

2)                  Сосредоточить где-н., добывая, приобретая или разыскивая. Сосредоточить много книг. Сосредоточить коллекцию.

3)                  Приготовить, уезжающего куда-н., снабдив чем-н. Собрать сына в дорогу.

4)                  Соединив в одном месте, сложить, приготовить. Собрать вещи в дорогу. Собрать поужинать.

5)                  Создать (что-нибудь целое), соединив отдельные части. Собрать игрушку.

6)                  Снять, сорвать, убирая. Собирать хороший урожай. Собирать ягоды с кустов.

 

4. в одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово

горькА

принУдить

фарфОр

создалА

блИзка

 

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Нам было трудно идти, так как ледяной ветер бил прямо в лицо

Учитель всегда стремился найти эффективный метод обучения

Совет выразил признательность заслуг учёного.

Это была длительная командировка.

Мы с наслаждением вздыхали аромат сосновой рощи.

 

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово ПРАВИЛЬНО.

чёрный рояль

шестьюстами учениками

пара туфлей

у обеих сторон

морские порты

 

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Моя подруга любит чистоту, декоративную посуду и читать книги.

Б) Молодёжь, а особенно студенты, владеют современными средствами коммуникации.

В) Исследуя это небесное тело, нами сделана попытка определить траекторию его движения.

Г) Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений.

Д) Войдя в вагон, я заняла место согласно купленного билета.

 

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

1)               неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2)               нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3)               нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4)               ошибка в построении предложения с однородными членами

5)               неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6)               нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7)               нарушение построения предложения с косвенной речью

 

 

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву:

пл..вать

накл..нить

с..неть

вск..чить

затв..рить

 

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

 и..сякнуть, ра..задорить

 пр..одолеть, пр..смешной

пред.стория, вз..мать

по..писать, о..беливающий

 пр..встать, пр..бывание

 

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

 рыж.. ватый

ноч..вать

брелоч..к

безвкус..ца

одол..вать

 

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

застав..вший

долож..шь

озадач..вший

вид..вший

слыш..мый

 

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 Мартовский день с капелью и солнцем внезапно сменился студёным, отнюдь (не)весенним вечерком. (М. Прилежаева)

На незваного гостя (не)припасена и ложка. (Пословица)

Нет, (не)похожи колымские тяжёлые зори на рассветы Байкала. (А. Алдан-Семёнов)

Это (не)настоящий, это сказочный лес. (М. Пришвин)

Были серые тёплые сумерки, перепадал (не)решительный дождь. (К. Паустовский)

 

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)виду плохой погоды, мы остались дома, пили чай и разговаривал друг с другом (без)устали.

(В)связи с тем, что костёр разводить было некогда, туристы поели на привале (в)сухомятку.

(В)последствии я узнал, что эта встреча произошла (на)кануне праздника.

Валера, (в)отличие от Миши, (на)зубок выучил стихотворение.

(По)началу мы двигались в темноте ночи (на)ощупь.

 

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Около шалаша валяются испачка(1)ые рогожи, деревя(2)ые ящики, всякие истрёпа(3)ые пожитки, вырыта земля(4)ая печка. (И. Бунин)

 

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1)                  Жизнь тихо неслышно но неуклонно прокрадывалась на маленький дворик. (В. Короленко)

2)                  Мал золотник да дорог. (Пословица)

3)                  Сквозь дождь лучилось солнце и раскидывалась радуга от края до края. (М.Пришвин)

4)                  Волшебными подводными островами тихо наплывают и тихо проходят белые круглые облака. (И. Тургенев)

5)                  Ещё не успевшая отдохнуть от дневного зноя земля излучала в воздух тепло и от этого было немного душно. (В. Арсеньев)

 

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Заметив нас(1) лисица засуетилась(2) и(3) не подпустив лодку шагов на сто(4) бросилась в воду и поплыла. (Г. Скребицкий)

 

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Шла жизнь(1) может быть(2) весёлая и светлая(З) а(4) может быть(5) скучная и молчаливая. (К. Паустовский)

 

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Ведь(1) если в день проходить даже по десять километров(2) что совсем не тяжело(З) и что будет прогулкой(4) и то куда уйдёшь за полтора месяца. (В. Солоухин)

 

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Пока у нас нет того(1) к чему мы стремимся(2) нам кажется(З) что эта вещь превосходит все прочие(4) но(5) если мы получили её(6) то начинаем столь же страстно желать чего-то другого. (Лукреций)

 

Прочитайте текст и выполните задания 20—25.

(1) В тот год отец и мама уехали в командировку месяца на два. (2) Мы с бабушкой получали от них письма каждый день. (3) Однажды утром произошло неожиданное: я вытащил из ящика целых два письма.(4) И на обоих было написано: «Сергею Емельянову». (5) Я вскрыл первый конверт.

(6) Серёжа! (7) Мне сейчас очень худо. (8) Если ты зайдёшь, я буду очень благодарна, а если не зайдёшь, не обижусь. (9) В конце концов, ты не обязан и вправе просто не захотеть, как уже было однажды...

(10) Кто мог называть моего отца Серёжей и обращаться к нему на «ты»? (11) Кто эта женщина?

(12) Я решил защитить то единственное, что отличало меня от многих и чем я гордился: образцовость нашей семьи. (13) Я отправился по адресу, который был написан на конверте внизу.

(14) Войдя в чужую комнату, я вздрогнул и застыл на месте, потому что увидел на стене фотографии отца. (15) Женщина не могла понять, почему я так долго и пристально разглядываю фотографии, но не спрашивала меня об этом. (16) И тогда я сказал:

- Это мой отец.

(17)—Тебя прислал отец?

(18)— Моих родителей нет. (19) Они уехали в командировку. (20) А тут ваше письмо пришло. (21) У нас с отцом одинаковые имена. (22) Я и подумал, что письмо мне, и прочитал...

(23)        Я протянул её письмо, которое успел выучить наизусть.

(24)        — Вы поссорились с отцом, да? — спросил я.

(25)        Она улыбнулась:

- Не ссорились и не дрались, просто так вышло...

(26)        — А у вас какая-то беда случилась?

(27)        Она подошла к фотографии, на которой был изображён мальчишка лёт трёх. (28) Смотря на фотографию, она стала рассказывать как бы самой себе:

- Когда это случилось, я взяла мальчика из детского дома. (29) Ему было два с половиной года. (30) Он потерялся на той жестокой войне... (31) Недавно нашлись родители Шурика. (32) Он уехал к своим родителям. (33) Тогда, много лет назад, мне было трудно. (34) Но сейчас ещё хуже... (35) Вторая потеря в жизни... (36) Тогда я была молодой, были надежды, а теперь ничего уже нет...

(37) — Вы не будете одна, Нина Георгиевна! (38) Хотите я буду к вам приходить? (39) Хоть каждый день.

(40)        На следующий день мне открыл дверь парень лет пятнадцати.

(41)        — Заходи, пожалуйста, раздевайся, садись на диван и не обращай на меня внимания. (42) Я должен собраться, — сказал он и стал заполнять чемодан вещами.

(43)        — Ты Шурик?

(44)        А тебе откуда известно?

(45)        - Я был здесь вчера. (46) Нина Георгиевна очень ждала тебя.

(47) - Я должен был выбрать. (48) У человека не может быть двух матерей. (49)     Значит, я должен исчезнуть из этого дома и не напоминать о себе… (50) Если собаке отрубить хвост, это надо делать в один прием. (51) Так мне отец сказал.

(52) «И этот ее покинул», - мысленно сказал себе, когда за Шуриком захлопнулась дверь.

(53) Прошло три с половиной года.

(54) Ни разу я не сказал дома, что знаю её. (55) Я боялся что-то разрушить, боялся обидеть маму. (56) Мама была счастлива, и я дорожил этим счастьем.

(57)           Я готов был сам сделать всё, что было нужно Нине Георгиевне. (58) За отца, вместо отца...

(58)           По велению долга? (60) Так было вначале, но потом...

(61) Быть может, потребность стать чьим-то защитником, избавителем пришла ко мне первым зовом мужской взрослости. (62) Нельзя забывать того первого человека, который стал нуждаться в тебе. (63) Я не мог стать её третьей потерей…

(По А. Алексину)

Алексин Анатолий Георгиевич (родился в 1924 г.)советский прозаик, драматург, автор романов и повестей: «А тем временем где-то», «Мой брат играет на кларнете», «Раздел имущества» и др.

 

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)                Главного героя рассказа зовут Сергеем.

2)                Сергей пришёл к Нине Георгиевне, потому что решил защитить то, чем он гордился.

3)                Шурик нашёл своих родителей сразу же после окончания войны.

4)                Сергей рассказал маме, что знает Нину Георгиевну.

5)                Нина Георгиевна взяла на воспитание из детского дома мальчика, которому было два с половиной года.

 

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1)                Предложения 14—15 содержат повествование.

2)                Предложение 52 содержит описательный фрагмент.

3)                Предложения 1—3 содержат повествование.

4)                В предложениях 61—63 представлено рассуждение.

5)                В предложениях 12—13 присутствует элемент описания.

 

22. Из предложений 53—63 выпишите контекстуальные синонимы.

 

23.Среди предложений 53—63 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи вводного слова. Напишите номер этого предложения.

 

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20—23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности тек­ста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

24.              «Мы видим, что в тексте автор умело применяет самые разнообразные средства художественной выразительности. Так, например, он обращается к фигуре речи (А)__ (в предложении 1) и тропу (Б)__ (в предложениях 30, 61), Алексин использует такое синтаксическое средство выразительности, как (В)__ (в предложениях 38,39), а также обращается к изобразительному средству лексики (Г)__(в предложении 7). Все названные средства художественной выразительности помогают автору передать настроение героев».

Список терминов:

1)                эпитеты

2)                контекстуальные синонимы

3)                парцелляция

4)                лексический повтор

5)                метонимия

6)                разговорная лексика

7)                инверсия

8)                вопросно-ответная форма изложения

9)                риторические вопросы

 

Часть 2.

25.   Напишите сочинение по прочитанному тексту

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пере­сказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

 

Дата последнего обновления страницы 22.10.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»